История селения Тинди

01.01.2017

Истории моего села.

Селение Тинди, расположено у подножия горы Адалло-Шухгэль-меэр, покрытой вечными ледниками, на правом берегу реки Кила. Территория селения Тинди граничит с юга- с землями хваршинцев, с севера-с землями хуштадинцев и Ахвахским районом, с востока- с землями Шамильского и Тляратинского районов, с запада-с землями чамалинцев.

История образования селения Тинди своими корнями уходит в глубокую древность. Сохранившиеся в народе предания и архивные источники говорят о том, что древневековое поселение на горе первоначально было недалеко от села Тисси - «Щугъругьанхъа» и «Антищебала» - в трех и пяти километрах от современного Тинди. Там сохранились остатки разрушенного поселения . По рассказам старожилов, хунзахцы напали на поселение «Шугъругьанхъа», разрушили до основания и захватили поселение , а жителей обложили данью. После этого жители поселения «Шугъругьанхъа» и «Анжищебала» поселились на хольме, именуемой тиндинцами «Гъоблъи щебала» и образовали новое поселение. Когда именно было основано это поселение не установлено. Однако по преданиям и археологическим раскопкам поселение было издавна обжито человеком. Об этом говорят остатки разрушенного поселения на хольме «Гъоблъи щебала» и многочисленные захоронения, находимые во время строительства нового квартала села. В этих захоронениях были найдены женские украшения, бронзовые статуэтки и многочисленные изображения крестов, замысловатые узоры на камнях стен домов, что свидетельствует о том, что в древности тиндинцы исповедовали языческую религию или христианство. « В Аварии обнаружено большое количество христианских памятников – могильников ,датируемыхVIII-X в. Письменных источников о ранней истории села Тинди нет. Представление о ней приходится составлять на основе легенд, преданий и по рассказам старожилов.

О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «Тинди» происходит от слов «Т!ил ч!вай». Приезжие охотники ставили палки на место ночлежки в пещерах вокруг хольма «Гъоблъи щебала» , как бы занимая их и подвешивая на них свои снаряжения. Отсюда и произошло название «Тинди». Но есть и другое предположение, которое ближе к истине. Рассказывают, что в далекие времена ко дну ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией. Путники , спускаясь в ущелье, говорили: «Идем на отдых на дно», - то есть по аварски «Т!ино» - Т!инди. Территория тиндинцев расположена на пересечении торговых путей, издавна связывающих Хунзахское ханство с Грузией. Здесь проходил один из торговых путей из Грузии в Темир-Хан –Шуру и Дербент. Кое-где эта дорога сохранена и сейчас через Хонох, Хварши, Тинди, Хуштада и т.д.

Ещё одна интересная деталь: селение Гоцатль, что в Хунзахском районе , образовано выходцами из селения Тинди. Есть предания, что три брата Заркъо, Маркъо, Т!аркъо были изгнаны из Тинди после убийства человека из другого тухума. Во времена правления Суракат – Хана в Хунзахе в аварское княжество вторгся отряд газиев во главе с Абумуслимом. Газии , превратив Хунзах в свою базу, совершали походы и распространяли ислам среди горцев. Исламизация хуштадинцев произошла примерно в 1322г. С принятием ислама Хуштада стала опорным пунктом ислама в Багулале. Тиндинцы 27 лет не принимали ислам. Чтобы покорить тиндинцев, завоеватели лишили их возможности пользоваться водой , работать на полях. Наконец, тиндинцы уступили и приняли ислам примерно в 1350 г. К концуXV века ислам , в общем ,приняли все дагестанские владения и общества. Походы завоевателей и легендарных газиев во главе с Абулмуслим- шейхом привели к вытеснению и переселению некоторых не желавших подчиняться групп населения из мест их первоначального обитания, что приводило к складыванию новых этносоциальных образований: селений, обществ, тухумов. Так было образовано и селение Тинди на горе «Гъоблъи щебала». С восточной стороны здесь протекает река Тиндинка, а с южной стороны река Кила, село было естественно защищено со всех сторон от набегов соседей.

Когда была построена тиндинская джума- мечеть, неизвестно. Точной даты нет. По рассказам старожилов мечеть была построена примерно в XVII веке. В селении Тинди имеется надпись о строительстве минарета мастером из Акнада в 1247г. от хиджры ( 1831 – 1832 гг.)

Основателями села старожилы называют предков тухума «Гьаччайи», что означает «коренные жители». В последующем, как повествуют старожилы: в Тинди прибыло много людей из Сабуя. Расположено это село в Кахетии. Их стали называть «Гьинди» или «Сусей».

Офицер Генерального штаба русской армии Мочульский в 1844г. писал: « В Дидойском обществе надобно заметить долину Орицхале, куда сходятся все дороги из Дагестана и кроме того, пути из кахетинского селения Сабуя на Кодорский перевал…» Горцы иногда совершали набеги в Грузию. По преданию старожилов, руководителями из тиндинцев на этих набегах был Камалъа – человек огромной силы, большого телосложения и роста. Говорят, за один присест он съедал «къали», то есть 12 кг. жареной муки – Т1ех- толокно и мог после этого не есть и в неделю. Они угоняли из Грузии рогатый скот, лошадей, иногда брали в заложники детей и возвращали этих детей за большое вознаграждение. В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся два письма-подлинника на арабском языке, адресованные чамалинскому и тиндинскому джамаату Ираклия 2, царя Кортли – Кахетии. Оба письма, к сожалению, не датированы, поэтому следует считать, что они из времени правления Иракли-хана 1762 – 1798 гг. Содержание этих писем одинаковое. Из этих писем нам известно, что тиндинцы совершали набеги на Грузию и предводителем их был Дингал – Хаджи. Грузинский царь Ираклий 2 предлагал тиндинскому и чамалинскому обществам заключить договор о мире и дружбе. Значит, тиндинское общество тогда было достаточно влиятельным обществом в бассейне реки Андийское Койсу, а Дингал – Хаджи был удачливым предводителем . Из тех, кого не могли забрать обратно, и образовался новый тухум «Лагъи». Лагъов заставляли принимать ислам, давали им новые имена, наделяли их землей, женили, выдавали замуж.

Селение Тинди было разделено на несколько кварталов. Каждый тухум жил в отдельных кварталах, только «лагъи»- жили компактно. Так в кварталах Ахагьанла, Гьикьикортила, Бац!абакьахъа, Дванлъи, Ганулъенхъа – жили коренные жители «Гьаччайи». В кварталах Ахакортила и Исила – жили приезжие из других мест, т.е. «Гьинди».

К середине XIX века Тинди было довольно крупным населённым пунктом в Андийском округе. По данным Мочульского « в 1844г. в селении Тинди было 400 дворов» .

Более точную картину народонаселения Дагестана дают материалы переписи 1886 года. Согласно этим данным , тиндинцы составляли 774 дыма, 410 семей, пашни засева 8434 пудов семян, покосы 1797 вьюков, баранов 1295 голов, виноградников 548, волов 639 голов, коров 716 голов, телят 319 голов, ишаков 209 голов, лошадей 42 голов, мельниц 17. Численность населения 3262: из них 1618 мужчин и 1644 женщин. Сами себя жители Тинди называли « идари».

Тиндинцы участвовали в национально – освободительной войне под руководством Шамиля и в восстании 1877 года. Известны и имена многих участников. Это: Бусаилав Аличумагомед, Гаджимагомед , Динга, Сурхай и другие.

Тиндинцы приняли активное и самое непосредственное участие в установлении Советской власти и в восстании против Нажмутдина Гацинского в составе партизанского отряда Шамхала Салихова и Муслима Атаева.

После установления Советской власти стали появляться первые комсомольские ячейки и первые комсомольцы. Первым комсомольцем в Тинди стал Торалов Магомед, а среди женщин Сагитова Маймунат.

В 1928 году в селении была открыта начальная школа. Заведовал ею Закарьяев Абдулкарим из Нижнего Гаквари. Материально – техническая база школы была очень бедная. Не хватало квалифицированных учителей, поэтому сюда из разных городов России направлялись выпускники педагогических училищ и вузов. Первыми были :

1. Наталич Мария

2. Сорокина Мария

3. Ленская Нина Ивановна

4. Шиша Иван Семенович

5. Ермакова Екатерина

6. Белова Мария и многие другие.

Незнакомая обстановка, незнание языка местного населения затрудняло их работу. Далеко не все могли выдержать эти и другие, связанные с материальными трудностями ,испытания. Однако же , кто в суровых условиях гор, несмотря на материальные лишения, честно и добросовестно служили благородному делу просвещения, заслужили любовь и уважение местного населения. В памяти тиндинцев остались их имена, низкий поклон им.

В 1936 году селение Тинди было телефонизировано. Это было удивительным явлением для жителей села. Услышать голос человека от места разговора.

В 1935 г. в селении Тинди был открыт фельдшерский пункт, а в годы войны в 1941 г. врачебный участок. В 1955 году на базе медпункта в селении Тинди была открыта участковая больница на 10 коек. Это позволило более квалифицированно обслуживать население села.Хочу такой сайт

В 1936 году был создан колхоз. Первым председателем колхоза был избран Иманмагомедов Исрапил. Колхоз получил название « Новая жизнь». В 1937 году колхоз «Новая жизнь» был переименован в колхоз им.Евдокимова и для него была выделена земля из госфонда в Хасавюртовском районе -кутан Касамай.

В 1949 году была построена на реке Кила колхозная гидроэлектростанция, под руководством инженера Гаевского. Жители села ,от мала до велика, участвовали в строительстве ГЭС. По бездорожью вручную они на своих плечах перенесли генератор и другое оборудование для ГЭС. Благодаря самоотверженному труду колхозников в конце 1949 года колхозная ГЭС дала ток. В каждом доме загорелись электрические лампочки. Это было большим событием для жителей села. Уже не надо было ехать за десятки и сотни километров за керосином или соляркой для ламп.

В 1956 году началось строительство автомобильной дороги от Агвали до Тинди. Дорога строилась вручную. Все жители села, от мала до велика , выходили на строительство дороги. Каждому выделялся определённый участок земли. С большим энтузиазмом работали люди на строительстве дороги. На работу и с работы ,люди возвращались с звонкими песнями, с звуками зурны и барабана. Через

Андийское койсу Абдурахманов Магомед ( Паранг) построил мост. И вот дорога закончена. 6 октября 1959 года первая машина ГАЗ– 59 под управлением Гаджидибирова Магомеда приехала в село. Молодежь села на руках перенес её до верхнего годекана. За этот поступок Гаджидибирову Магомеду председатель колхоза Аличуев Магомед подарил новый костюм и барана.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В смертельной схватке с врагом достойное место заняли и тиндинцы. В борьбе против немецко – фашистских войск непосредственное участие приняли 187 человек. Из них вернулись лишь 68 . Многие из них были награждены орденами и медалями Советского Союза.

За годы Советской власти резко изменился облик селения Тинди. В 70-х годах началось строительство новых современных домов. Люди строят новые благоустроенные дома, кроют их железом и шифером. В каждом доме телевизоры, музыкальные центры, холодильники, сотовые телефоны. У каждого второго жителя -автомобиль. Люди добираются до Махачкалы и Хасавюрта за 3-4 часа.

За годы Советской власти резко изменилась культура и быт тиндинцев. Они стали образованными, культурными, более раскрепощенными, чем свои предки. Одеваются по - европейски, но традиции, религию и обычаи предков не забывают.

В настоящее время в состав МО « Сельсовет Тиндинский» входят 2 средние школы, пришкольный интернат на 49 учеников, детский сад «Ласточка», 2 библиотеки, ДК, участковая больница на 10 коек, 3 ФАП, ветеринарный участок, 5 начальных малокомплектных школ. Территория МО «Сельсовет Тиндинский» равняется 7855 кв.км., чуть уступая целому Ахвахскому району.

Селение Тинди вырастило и дало району и республике партийных, хозяйственных руководителей, организаторов производства, ученых, деятелей искусства, спортсменов. Назову лишь некоторые имена известных людей:

Магомаев Абдула Рахманович – 1 секретарь Цумадинского и Ботлихского райкомов КПСС, в годы войны и в последующем работал директором Северокавказской областной партийной школы г. Махачкала.

Денгаев Расул Харзунович – 1 секретарь Цумадинского райкома КПСС.

Корамагомедов Гаджимагомед Корамагомедович – полковник, начальник УВД г. Махачкала

Магомедов Исрапил Гасанович – художник, скульптор, заслуженный работник культуры РД.

Муртазалиев Саид Магомедович– чемпион мира и Олимпийских игр по вольной борьбе.

Иманалиев Магомед – доктор медицинских наук, главврач 2-ой городской больницы Махачкалы.

Нургаджиев Хайбула – чемпион мира среди ветеранов по вольной борьбе и многие другие.

Где бы ни были тиндинцы, они не забывают своих предков. В день мусульманского праздника Ураза-Байрам и Курбан-Байрам они приезжают в село и посещают могилы своих предков.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.10.2018

Дата обновления: 22.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634288840

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».